Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


Ледовый аэродром

Каким образом человек может попасть на Северный полюс? В место, удаленное на 750 километров от ближайшей земли и почти на 1000 км от ближайшего аэропорта? Половину года там длится полярная ночь — полная темнота и 80 градусов мороза, другие пол-года полюс представляет собой мешанину льдин и торосов, разделяемых трещинами и разводьями, над которыми 24 часа в сутки светит холодное арктическое солнце.

полярная авиация Согласитесь, такая комбинация воды, льда и холода не располагает к легким туристическим поездкам. Посещение Северного полюса всегда было сопряжено с героизмом, мужеством, а порой и риском для здоровья и жизни. С начала века отважные путешественники пытались достичь географической точки Северного полюса. На его покорение люди отправлялись на лыжах, санях, собачьих упряжках... Кому-то удавалось достичь своей цели, кому-то нет. Кому-то удавалось, но дорогой ценой... Например, в начале двадцатого столетья адмирал Пири достиг полюса на собачьих упряжках. Это стоило ему месяцев лишений и восьми пальцев ног.

Человечество развивалось, технический прогресс не стоял на месте, и вот в 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершает всплытие на полюсе, а в 1977 советский атомоход «Арктика» становится первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса планеты.

Но при существовании сейчас огромного разнообразия самолетов и вертолетов все эти средства кажутся громоздкими и неуклюжими. Казалось бы — чего проще? Собрали тургруппу, все желающие сели в самолет, прилетели на полюс, выпили шампанское, сфотографировались и вернулись обратно. Не нужно ни атомных ледоколов, ни подлодок, ни разрешений правительства... Для этого не нужно быть полярником, отважным исследователем. Не нужно рисковать жизнью... Для этого нужно совсем чуть-чуть — сделать аэродром на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана.

Еще несколько лет назад сама такая мысль показалась бы абсурдом. Никто не смог бы себе даже представить, как можно построить аэродром на льду, под которым 4 с лишним километра воды, в одних из самых жестких климатических условий на Земле. Но сейчас это уже не кажется фантастикой. Один раз в году, в апреле, когда погодные условия в Арктике самые мягкие, группа профессионалов создает уникальный комплекс — ледовый аэродром. Аэродром, целиком построенный на дрейфующих льдах, в сотнях километрах от ближайшей земли, и недалеко от Северного полюса. Функционирует от только месяц, в мае его уже не будет, но те, кто побывает на нем за это время, не забудут его никогда.

Взлет Ан-26 с ледового аэродрома Сама концепция ледового аэродрома была разработана несколько лет назад, чтобы сделать посещение полюса более быстрым, простым, надежным и менее дорогим. Например, стоимость путешествия на лыжах из Канады до полюса стоила около 25000 долларов. Примерно столько же обходится посещение полюса на ледоколе. Постройка ледового аэродрома позволяет снизить стоимость поездки в несколько раз.

За неделю до начала нашей экспедиции два вертолета Ми-8 с 12 человеками на борту вылетают из Хатанги на остров Средний архипелага Северная Земля. Там, на военной базе на самой границе дрейфующих льдов, вертолеты дозаправляются и летят дальше на север. Когда топливо заканчивается, они приземляются и сообщают по рации свои координаты. К ним вылетает транспортный самолет и десантирует на грузовых парашютных системах бочки с топливом. Экипажи вертолетов заправляют свои машины, и теперь топлива должно хватить до места строительства аэродрома. Два человека остаются на этой арктической бензоколонке ждать возвращения экспедиции, а вертолеты продолжают свой путь к вершине мира. Когда они приближаются к полюсу на расстояние в 50-100 километров, они начинают искать гладкую неповрежденную длинную льдину, чтобы построить на ней аэродром.

Когда подходящая льдина найдена, они приземляются и начинают измерения параметров льда. Длина льдины должна быть около одного километра, а для определения толщины льда они высверливают в нем лунки. Для приема вертолета лед должен быть около 70 сантиметров толщиной, а для приема больших самолетов типа Ан-74 — около полутора метров. Если все в порядке, они разбивают лагерь, выгружают из вертолета маленький бульдозер и начинают очищать лед.

В Арктике существует в основном два вида льда. На поверхность льдины покрыты плотно утрамбованым снегом с замерзшей водой — так называемый «белый лед». Это именно из него эскимосы делают иглу. Этот лед довольно легко рубится или режется на кирпичи, из которых можно быстро построить убежище от снега и ветра. Под слоем белого льда начинается «голубой лед». Этот лед очень прочный, его чрезвычайно сложно разрубить или расколоть. Именно из него и будет создана взлетная полоса нового аэродрома.

Посадка самолета на льдину Бульдозером и ломами будущая взлетная полоса расчищается от снега и торосов. Ее поверхность должна быть абсолютно ровной, с нее удаляются все наросты льда и неровности, которые могут повредить заходящий на посадку самолет. Если на полосе имеются углубления, в этих местах сверлятся лунки до воды, и она заполняет впадины и трещины.


Остается подождать несколько часов — и взлетно-посадочная полоса ледового аэродрома готова. Полоса получается около километра длинной и 25 метров шириной.

В завершении работы по всей ее длине ставятся черные флажки, что бы она была заметна летчикам, заходящим на посадку, устанавливается ветроуказатель, радиомаяк — и Северный полюс открыт для туристов!