Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


РЕПОРТАЖ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРКТИКИ

    На рубеже 2001-2002 года интернациональная команда спортсменов- парашютистов готовится выполнить групповой прыжок на Северный Полюс в условиях полярной ночи. Один из членов команды - ветеран парашютного спорта, бывший летчик-истребитель, генерал майор авиации в отставке И.М. Чебыкин.
     Игорь Михайлович, которому в этом году исполнилось 69 лет, известен тем, что стал первым в мире парашютистом, выполнившим в возрасте старше 60-ти лет три прыжка на Северный Полюс.
     В ходе подготовки к своему очередному прыжку заслуженный ветеран поделился с нами своими впечатлениями о последней экспедиции, в которой он принимал участие.


    18 апреля 2001 года. К 14.00 прибываю в Москву по указанному адресу. Через полчаса начинается загрузка "Газелей" экспедиционным снаряжением парашютистов, воздухоплавателей и лыжников. Точно по плану выезжаем на аэродром. Перегружаем снаряжение в самолет Ан-72.
     Прибывает автобус с интернациональной командой во главе с руководителем экспедиции Сергеем Инсаровым. Её национальный состав: русские, поляки, американцы и голландец. Встречаю знакомых ветеранов. Сергей - бессменный организатор и руководитель международных экспедиций на Северный полюс вот уже более десяти лет. Удивляюсь его поразительной настойчивости и терпению. В традиционной полярной бороде Сергея начала пробиваться седина, но энергия его просто неиссякаема. Настоящий боец, даже внешне чем-то напоминающий викинга.
     Заканчивается посадка в самолет пассажиров с личным полярным снаряжением. Полетим в тесноте, да не в обиде. По договоренности с экипажем устраиваюсь на пуфике возле входной двери.
     22.00 - взлет! Экспедиция началась.
     17 апреля. Пошли новые сутки. Летим на заданном эшелоне, мерно гудят двигатели. Дверь самолета изнутри начинает покрываться инеем, а затем и льдом. Одеваю "дээску" - утепленную летную куртку. Опыт показал, что демисезонный костюм - самый практичный в подобной парашютной экспедиции.
     Просыпаюсь от шума выпускаемых шасси. Выходят закрылки. Посадка. Хатанга встречает нас солнышком, безветрием и сухим морозом в 34 градуса.
     Перегружаем снаряжение в самолет Ан-74 "Сибавиатранса", который доставит нас через несколько часов на ледовый аэродром всего в одном градусе широты от Полюса. Утепляемся в гостинице.
     Вылет переносят на четыре часа. Запоздалый обед. Малосольный муксун и тушеная оленина изумительны. Снова вылет откладывается - теперь на следующий день : высокая солнечная активность окончательно прервала радиосвязь с ледовым аэродромом.
     20 апреля. Самолетом АН-74 номер -RA 74041 рано утром летим на остров Средний архипелага Седова. Посадка. До Полюса чуть более 1000 км. Дозаправка топливом. Двое встречающих вооружены автоматами Калашникова. В начале апреля 1996 года, незадолго до прилета экспедиции, на остров забрел изголодавшийся белый медведь и успел изувечить двоих островитян до того, как его пристрелили. С тех пор часть проживающих на острове специалистов вооружена. Сегодня они оберегают нас от самого могучего и коварного хищника Арктики.
     Дозаправка закончена. Летим к Полюсу. Посадка на ледовый с экзотическим позывным "Борнео". Разгрузка и размещение пока в одной палатке. Поляки начинают подготовку к выходу на лыжах, к Полюсу. До него около 100 км. Мы готовим парашюты, государственные флаги и "Земную ось" - красно-белую трубу с указателями расстояний до столиц.
     Беспокоит только сильный ветер - не менее 15 м/сек. При морозе от 30° и ниже впечатление от него поистине незабываемое.
     Грузимся в вертолет. Одновременно проведем ледовую разведку по маршруту похода поляков.
     Взлет. Чем ближе Полюс, тем сложнее лед: все обильнее тороси, разводья, встречаются даже полыньи. Идет активная подвижка ледяных полей.
     Вот и он - Северный полюс!
     Мы над ним, но посадка в его географической точке невозможна. Вертолетчики находят подходящий кусок незаторошенного пакового льда и очень осторожно сажают на него свою машину. Лед держит хорошо, хотя его пересекает трещина, коварно прикрытая снегом. Двигатели выключены. По спутникам определяем координаты: от Полюса нас отделяет 650 м. Фотографируемся на память. Я фотографируюсь со своим талисманом - флажком ВВС, вот уже третий раз доставленным на Полюс. На нем планки боевых наград пяти поколений Чебыкиных, включая прадеда Федора и сына Александра.
     Площадка окружена сплошными барьерами из острых, молодых торосов. Их особенность: пока они не истерзаны пургой, кристально чистый лёд необычайно красиво преломляет солнечные лучи, отчего торосы сияют как огромные хрустальные люстры. Полная палитра светового спектра, настоящий пир красок. Но приземляться в эти торосы что-то не хочется. Личный опыт в экспедиции 1994 года имею, когда нас, пристрелочную группу, забросили с Ил-76 в западное полушарие в самое крошево льда.
     Но зато, когда распрямляешься в полный, рост, лицо обжигает горячим воздухом. Как в среднеазиатской пустыне летом. К недостатку кислорода на Полюсе и мы уже привыкли, а потерю влаги от крайне низкой, пустынной влажности воздуха восполняем очень горячим чаем, для приготовления которого пилим снег.
     В разрыве между двумя накатами "белой мглы" прилетает самолет. Он привозит интернациональную команду лыжников и увозит кое-кого из наших. Количество парашютистов значительно сокращается.
     Летное мастерство летчиков нашего Ан-74, Диденко и Иванченко, вызывает искреннее уважение, а поведение нашей отважной воздухоплавательницы филиппинки Рори - восхищение. В прошлой экспедиции парашютист из Индии не скрывал своих страданий от холода, а она терпеливо сносит все неудобства этой беспощадной ледяной пустыни.
     Ветер не стихает. В ночь с 21 на 22 апреля начинается метель.
     День и ночь - все это условно: Солнце на Полюсе не заходит 189 суток. Утром метель внезапно прекращается, начинает стихать ветер. Столбик термометра ползет вверх и достигает отметки минус 23° в тени. Такой высокой температуры здесь я еще не встречал.
     Воздухоплаватели лихорадочно готовятся к запуску тепловых аэростатов. И вот ветер всего 6-7 метров в секунду. Первым готовится к старту российский аэростат взрывного по характеру, но доброго и отчаянного пилота подполковника запаса Льва Маврина. На борту команда из США.
     Ревут газовые горелки. Корзину удерживают болельщики. Помогаю буквально закинуть в корзину Рори в её неудобной для акробатики амуниции. Старт. Аэростат успешно преодолевает ледяной барьер и с набором высоты плывет на юг. Вторым стартует аэростат голландца Юке Уиссера с американской командой. После отрыва аэростат цепляет корзиной ледяной барьер. У нас замирают сердца, но все заканчивается благополучно. В полете аэростаты сопровождает вертолет. Они пролетают 12 км и приземляются на ровный лёд.
     Всё. На сегодня цирк окончен. Прыгаем завтра. Коли не подведет погода.
     23 апреля. Прекрасное теплое утро: всего - 27°, почти безветренно, ослепительное солнце. Сегодня вечером прилетает самолет с материка.
     Готовим парашюты. Прыгаем втроём с вертолета Ми-8 номер RA 25383 "Хатанга", командир Аксенов. Остальные парашютисты улетели позавчера. Прячу на груди флажок ВВС, подаренный сыном на моё 50-летие. Тогда Саша был курсантом летного училища.
     "Земная ось" установлена среди торосов метрах в 100 от ледяного барьера, за которым начинается ровный лёд. Сергей предупреждает меня, чтобы в торосы я не лез. Решаю приземляться метрах в двухстах от барьера рядом с вертолетом. Заодно парашюты после приземления на себе далеко тащить не надо. Недаром лень -источник прогресса.
    
     Короткое обсуждение плана действий. Парашюты надевают трое самых опытных парашютистов - полярные мэтры, в том числе Сергей Инсаров и Владимир Хало. Небо быстро, на глазах, затягивает мглой. Вертолет взлетает, но затем садится без выброски. Риск чрезмерно велик: при сильнейшем ветре сплошные торосы, трещины и молодой тонкий лед. Особенно опасны два солидных разводья, попадание в которые равносильно смертному приговору с немедленным приведением его в исполнение. До дна 4 километра, температура замерзания океанской воды минус 1,83°. А помощь технически невозможна.
     Возвращаемся на ледовый. Провожаем поляков пожеланиями успеха.
     20-22 апреля. Ледовый аэродром накрыт "белой мглой". Хозяйственные работы при сильном морозе и ветре: установка второй палатки и обеспечение ее теплом. В перерыве удалось поспать на фанерном листе прямо на льду в маленькой хозпалатке. В темноте лед светится необычайной голубизной. В наших двух жилых палатках относительно тепло. И хотя на полу замерзают бутылки с минеральной водой, Порядок прыжка : первым отделяется Сергей Инсаров, вторым я, а затем выпускающий Владимир Хало - человек большой выдержки и работоспособности. Высота набрана, подходим к точке выброски. Сергей откатывает дверь и с колена смотрит вниз. Борода, усы и длинные волосы его покрылись льдом. Точка сброса. Сергей отделяется и исчезает из моего поля зрения.
     Сразу занимаю его место. Левая, толчковая, нога на обрезе нижней части двери. Пригибаюсь, чтобы не зацепить парашютом верхнюю часть дверного проема. Дружеский шлепок Володи по правому плечу, отталкиваюсь от вертолета. И вот оно -свободное падение!
     Включаю мысленный секундомер: "121, 122...", отсчитывая время свободного падения. Одновременно контролирую раскрытие стабилизирующего парашютика. Фал его трепещет от нарастающей скорости падения. И вот "125!" - должен сработать автомат раскрытия парашюта, но... нет характерного щелчка пружины, и купол не выходит из ранца. Отсчитываю секунды дальше. "128!" Все, хватит. Берусь за кольцо и резко, наотмашь выдергиваю его. И вот он, купол - пошёл вверх, вытягивая за собой стропы и медленно расправляя крылья. Несколько прокачек купола клевантами, и он такой красивый своей нежной, живой и глубокой синевой моря широко распахнул крылья.
     Осматриваюсь. У Сергея и Володи купола раскрыты, вертолет в развороте, болельщики у "Земной оси". А вот и вертолетная площадка. Она струёй от вертолета расчищена, как пылесосом, от снега. Маневрирую, строю заход на посадку. Мой парашют "ПСН-90" ведет себя очень прилично: устойчив и хорошо управляем. Мягко приземляюсь в намеченное мною место, гашу купол и начинаю укладывать запасной и основной парашюты в сумку. Рядом приземляется вертолет. Снимаю с него фалы и чехлы стабилизирующих парашютов и иду к "Земной оси".
     Обмениваемся впечатлениями. У всех нас приборы автоматического раскрытия парашютов не сработали. Видимо, из-за замерзания конденсата влаги в часовых механизмах. Наконец-то наша совместная с воздухоплавателями программа успешно завершена. Без единой царапины, не считая прихваченных морозом щёк.
     "Терпенье и труд всё перетрут". Терпенья нам хватило. А теперь труд с разборкой и упаковкой металлических и прорезиненных частей палатки, что весьма сложно на морозе. Упаковываем снаряжение, провиант, вещи. Позади ожидания, надежды, холод и просто бытовые неудобства. Но дело сделано. И какое дело!
     К исходу 23 апреля на ледовый прилетает самолет. И такая неожиданность: встречаем настоящего шейха с Аравийского полуострова. Пока его на вертолете увозят на полярную экскурсию, загружаем самолет. Становится жарко.
     24 апреля. На ледовый вернулся шейх. В этой экспедиции сплошная экзотика.
     Вот мы и в воздухе. Я даже не знаю, что сказать: "До свиданья, Полюс" или "Прощай, Полюс"? В этом возрасте мне, пожалуй, уже и не стоит планировать на год вперед. Но так тянет в Арктику! Буду ждать и надеяться. А пока скажу: "Спасибо, Полюс!" И буду продолжать работу над пришедшими в голову идеями, связанными с будущими полярными экспедициями. Теоретический фундамент под них заложен. И если мне не удастся осуществить их самому, это сделают другие. Незаметно засыпаю, освобождаясь от накопившейся усталости.
     Хатанга встречает нас ярким весенним солнцем и легким морозом в 20". Наконец мы воспользуемся всеми благами цивилизации.
     25 апреля. Вылет в Москву сегодня певекским Ил-18. А я остаюсь для помощи Сергею. Прощаемся с улетающими. Объятия, пожелания счастья, успехов. Кого-то, возможно, еще увижу, а кого-то уже никогда. Ночью не спится. Грустно. Начинается пурга.
     26-28 апреля. Работа на морозном ветре по подготовке крупногабаритного снаряжения к транспортировке. 28 апреля прилетает Ил-18 из Москвы, чуть позже - Ан-74 с ледового. Возвратились поляки. Всё завершилось успешно. Пока поляки приводят себя в порядок, вдвоем с Сергеем перегружаем их снаряжение в Ил-18. Вылетаем в 15 часов.
     Взлет. Летим более шести часов, времени для окончательного подведения итогов предостаточно. Итак, краткие итоги. Добился выполнения поставленных самому себе задач: восстановился после травмы, полученной в первой экспедиции на Полюс; за три экспедиции достиг всех почетных полярных званий: "POLAR FOX", "POLAR WOLF", "POLAR BEAR". Во имя России стал первым в мире парашютистом, выполнившим в возрасте старше 60-ти лет три прыжка на Северный полюс на СПОРТИВНЫХ парашютах. А этот прыжок, в год своего полувекового юбилея начала занятий парашютным спортом решил посвятить 60-летию Армавирского училища летчиков (сейчас военный, авиационный институт),
     Чего ещё хотелось бы добиться?
     Во-первых, на парашюте достичь Северного полюса относительной недоступности.
     Во-вторых, взглянуть на льды Антарктиды из-под купола парашюта.
     В-третьих, прыгнуть на Северный полюс с самолета Ил-76, пилотируемого сыном.
     В принципе все эти цели практически достижимы, если судьба и здоровье отпустят мне достаточно времени. И найдутся спонсоры. А любовь к Отечеству лучше доказывать делами, а не словами.
     Снижаемся. Заход на посадку через Щелково. Посадка на аэродром "Чкаловский" в 21 час 21 мин 26 апреля 2001 года. Я дома. Экспедиция завершена.
     Непривычно ласкает глаза зеленая трава и листва.
     Выгружаем из самолета парашюты и снаряжение. Прощание с остальными участниками экспедиции. Завтра заступаю на дежурство. Вот и всё. Праздник закончился. Продолжается будничная жизнь.
    
Игорь ЧЕБЫКИН
Авиация и космонавтика декабрь 2001