Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


Полярные каникулы

СЕГОДНЯ КАЖДЫЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННУЮ СУММУ ДЕНЕГ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ МЕЧТУ БОСОНОГОГО ДЕТСТВА: КОММЕРЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, ПОХОЖЕ, СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ


За десять лет существования российского капитализма наши соотечественники успели побывать на самых дорогих и популярных курортах мира. Устав от канарских пляжей, альпийских горнолыжных баз, вволю насладившись комфортом «отдыха по-западному», успешные бизнесмены устремились покорять труднодоступные точки земного шара.

АРКТИКА МАНИТ
Тупое однообразие ежедневных удовольствий пробуждает в людях тягу к дикому и труднодоступному. Не важно, что это: рафтинг по горным рекам, прыжки с головокружительной высоты или ледяные просторы окруженной героическим ореолом Арктики. В бегах от обыденности люди тянутся к адреналиновому экстриму. Наверное, в этом и кроется успешность коммерческих экспедиций на Северный полюс. Сегодня достаточно просто позвонить по телефону в середине апреля, отдать требуемую сумму денег — и вы в составе участников экспедиции.
У каждого новоиспеченного полярника свои причины, которые побудили его провести отпуск именно таким образом.
Кто-то действительно с детства лелеял заветную мечту и, узнав о возможности ее реализовать, не раздумывая, купил себе место в экспедиции. Для некоторых посещение полюса становится способом вырасти в собственных глазах: чувство причастности к освоению Арктики, ощущение героизма своего поступка (к слову сказать, не совсем оправданное), бесспорно, питают в человеке гордость за самого себя.
Есть и те, кто оказывается на полюсе просто волею случая. Сергей Инсаров, один из организаторов туристических экспедиций на Северный полюс вспоминает об иностранце, который буквально «пришел по объявлению»: «На заре полярного туризма мы стояли в аэропорту Шереметьево с табличками «Северный полюс». И вот подошел к нам один гражданин, начал расспрашивать что да как. Сам он приехал в Москву с туристической целью, и, насколько мы поняли, у него была стандартная программа: Красная площадь, Третьяковка, Золотое кольцо. И вот, узнав об экспедиции, он, недолго думая, все бросил и оказался на борту нашего самолета».

А НАЧИНАЛОСЬ ВСЁ…
Начиналось все, как это часто бывает, с простого авантюризма небольшой группы парашютистов. В конце 1980-х по инициативе Артура Чилингарова и Александра Сидоренко был создан «Экспарк» («Экспедиция парашютная арктическая»). Цель существования этой организации была далека от спортивно-туристической и декларировалась как «доставка грузов и людей на полярную станцию при помощи парашютов». Поначалу участники занимались исключительно десантированием необходимых грузов — солярки, керосина, продовольствия.
Но мечта прыгнуть самим жила в создателях «Экспарка» с момента его возникновения, а романтического авантюризма парашютистам, как известно, не занимать. По словам Сергея Инсарова, известного в России парашютиста, одного из отцов-основателей полярного туризма, предлог для первого прыжка был во многом надуманный, но убедить Росгидромет все-таки удалось.
Тогда на полюс прыгнули семеро счастливчиков. Первый шаг был сделан.
И несмотря на то, что следующие прыжки проходили под эгидой военных и официально назывались учениями, состав участников и их персональные задачи были уже далеки от моделирования ЧС. В парашютно-десантной группе превалировали отнюдь не военные, а спортсмены-парашютисты, их друзья и знакомые.
Через год после третьего по счету арктического десанта у участников возникла идея создать организацию, при помощи которой можно было бы отправлять на полюс всех желающих там побывать. В 1993 году на полюс выехала первая собственно туристическая экспедиция.
Для того чтобы стать полярным туристом сегодня, отнюдь не обязательно быть парашютистом или принимать участие в военных учениях. Достаточно просто иметь желание и соответствующую сумму в кармане. Отправная точка полярной экспедиции – норвежский архипелаг Шпицберген. Иностранцы, как правило, добираются туда на регулярных рейсах, россияне – чартерным рейсом из Москвы. Дальше ваш ждет перелет на военно-транспортном самолете до специально оборудованной ледовой станции. Несколько часов полета, и у вас появляется возможность испытать на прочность свои представления об этом таинственном крае…

СКАЗКИ О БЕЛОЙ МГЛЕ
Мифических представлений о полюсе у туристов, как правило, хоть отбавляй. «Я не знаю ни одного случая, чтобы люди увидели на полюсе именно то, что хотели увидеть: никакие фильмы и фотографии не в состоянии передать реальных ощущений человека, впервые попавшего сюда», — отмечает Сергей Инсаров. Первый, самый распространенный миф — это холод. Туристы готовятся к нему заранее, надевая на себя горнолыжные комбинезоны в сочетании с термобельем и парой-тройкой теплых зимних курток. На практике в самые холодные дни температура на полюсе не опускается ниже, чем минус 35 градусов Цельсия. Если вам повезет с погодой, то вы сможете сфотографироваться на фоне земной оси в свете яркого солнца, отражающегося ото льда и снега. Однако возможен и другой вариант. Выйдя из самолета, вы буквально утонете в облаке белой мглы — замерзшего белоснежного тумана, и, хотя термометр будет показывать 15 – максимум 20 градусов ниже нуля, продрогнете буквально до костей.
Организаторы полярного туризма отмечают желание почувствовать себя «последним героем», характерное для русских туристов, склонных к экстремальному отдыху. Многие из побывавших на полюсе уже ездили на сафари в Африку, ходили на яхтах на Канары и испытали на себе трудности набирающего популярность в последние годы рафтинга по горным рекам. И зачастую возникшее под влиянием модного реалити-шоу стремление оказывается неудовлетворенным. Ожидания тяжелых условий, экстремальных ситуаций, непредсказуемости капризной северной погоды разбиваются в первый же день о комфорт, обеспеченный туристам обслуживающим персоналом ледовой станции. Палатки с мощным обогревом, полноценное питание, которое при желании может быть составлено из блюд на заказ, биотуалет и прочие удобства выбиваются из представлений о тяжелом полярном быте, навеянных старыми фильмами о героях-папанинцах.
Нехватка экстрима легко компенсируется особыми программами, разработанными специально для жаждущих острых ощущений смельчаков.

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
Первое мероприятие осталось в программе посещения полюса с начала 1990-х. Создав туристические экскурсии на Северный полюс, организаторы всячески продолжают и развивают парашютную традицию. Все желающие (опытные парашютисты самостоятельно, а люди малознакомые с этим видом спорта в тандеме с опытным инструктором) могут сесть в самолет и выйти из него на высоте 3500–4000 прямо над макушкой планеты. Головокружительная высота, недоступная человеческому сознанию, в сочетании с завораживающими арктическими просторами создает такой компот ощущений из страха и восторга, что на протяжении нескольких часов после прыжка человек будто преображается, в особенности это присуще тем, кто до поездки на полюс вовсе не представлял себе, что такое парашют.
Для грезящих самостоятельным покорением полюса организаторами предусмотрен другой вариант экстремального путешествия на земную ось — лыжный переход. Участникам предлагается пройти 111 км (целый градус) по маршруту первооткрывателей полюса. Занимает такое путешествие порядка двух недель. Решаются на него, как правило, опытные туристы-лыжники, для которых подобные предприятия, в общем, не впервой, разве что географическое положение вносит в их отдых элемент новизны. Снаряжение – палатки, санки, горелки и, разумеется, лыжи — у туристов свое. Задача организаторов сводится к тому, чтобы обеспечить группу опытным проводником и контролировать спортсменов по мере прохождения маршрута.
Желающие почувствовать себя Чкаловыми могут совершить полет над полюсом и базой на биплане Ан-2, в народе более известном под прозвищем «кукурузник». 10 минут времени, полторы тысячи евро, и вы уже не просто турист, а полярный летчик.
На заре полярного туризма на полюс летали через Хатангу. Тогда, несколько лет назад, самолет мог совершить посадку в одном из оленеводческих хозяйств, показав иностранцам еще одну экзотику Крайнего Севера. Но сегодня знакомство с нашими оленеводами интуристу временно не доступно. Приходится довольствоваться анекдотами, рассказанными в самолете русскими товарищами. «Жаль, но пока эта программа не функционирует. С тех пор, как в авиакатастрофе трагически погибло руководство хатангского авиаотряда, мы через Хатангу не летаем. Есть и другая причина: географически через Шпицберген из Европы лететь ближе, чем через Хатангу. Это существенно удешевляет перелет», — объясняет Сергей Инсаров.

И ВСЁ-ТАКИ, СЕГОДНЯ ЭТО – БИЗНЕС
При всей романтике полярного туризма сегодня он поистине превратился в один из элементов большого бизнеса. Развитие проекта требует мощных финансовых влияний. Средняя цена путешествия на полюс для частного лица составляет 6000 евро. Как показывает практика, люди готовы отдать любые суммы за исполнение детской мечты. Конкуренции на этом рынке пока нет: слишком сложный сегмент, пока доступный немногим, однако число подобных проектов растет. Возможно, скоро наши военные начнут брать туристов на ядерные подводные лодки.
Вместе с тем деньги клиентов составляют не самую большую долю прибыли. Коммерческие фирмы активно используют проект в рекламных целях: на полюс привозят растяжки, плакаты и образцы продукции, предварительно заказав участникам соответствующий видеоряд. В общем, это в духе времени: в годы высадки Нила Армстронга на Луну сложно было представить себе что-то подобное. Сегодня я не удивлюсь, если на Луне построят «Макдоналдс» не столько для заезжих астронавтов, сколько из соображений рекламы. Что ж, таковы особенности эпохи глобального капитализма.

Ольга КОБАК
Вслух.ру
№ 5 (17)