Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


Волшебный север

Волшебный север

Где мы с вами, дорогие читатели, только не побывали! Стало очень трудно удивить нас экзотикой. Во время очередного путешествия мы делимся с попутчиками впечатлениями от поездки в Бразилию, а нам в ответ рассказывают о туре в Бразилию и Аргентину, мы – про Гонконг, а нам про Гонконг, Сингапур и Малайзию, мы – про Австралию, а нам про Австралию и Новую Зеландию. А если нам повезло оказаться тем счастливым человеком, который всё это увидел своими глазами, появляется новое чувство – чувство притупления восторга и остроты восприятия нового.

Чтобы вывести свой багаж впечатлений на новый виток, нужно ехать в Арктику и Антарктиду. Причём именно в этой последовательности. Кстати, по инициативе России ООН объявила 2007 год Международным полярным годом.

В нашей экстремальной статье мы Вам расскажем про Арктику. Название произошло от греческого слова arktikys (северный). В географической терминологии Арктика – это Северный Ледовитый океан, северные окраины материковой части Европы, Азии и Северной Америки, расположенные за Полярным кругом. Поэтому, если Вы посетили Мурманск, Воркуту или Норильск, можно сказать, что Вы побывали в Арктике.

Общая площадь Арктики равна 21 млн. кв. км, из которых 15 млн. кв. км числится за Ледовитым океаном – самым маленьким из всех океанов. Его недаром называют ледовитым: зимой 75% его поверхности покрыто дрейфующими льдами, летом площадь уменьшается. Другими словами, зимой площадь дрейфующих льдов немного превышает площадь Европы, а летом равна площади Австралии.

Для целей нашей статьи Арктикой будут называться дрейфующие льды, позволяющие посетить Северный полюс планеты Земля.

С учётом вышеуказанных допущений дадим новое понятие Арктике. Арктика – это огромный ледяной архипелаг, состоящий из островов, дрейфующих в Северном Ледовитом океане, то есть постоянно движущихся под влиянием ветра и течения воды. При этом движение льдов (дрейф) не хаотичное, а вполне предсказуемое и достаточно стабильное. Существует два вида дрейфа: трансатлантический – с востока на запад из Чукотского в Гренландское море и антициклонический – с запада на восток в море Бофорта. Если использовать терминологию механики, то трансатлантический дрейф приводит в движение антициклонический путём зубчатой передачи. Именно эти два дрейфа полностью отвечают за погоду и природу в северном полушарии.

Толщина льда, без учёта толщины льда в торосах у Северных берегов Канадского Арктического архипелага, составляет 6-7 метров, постепенно уменьшаясь до 2 метров в морях сибирского шельфа. Торосы – гряды ледяных глыб, образовываются в результате сжатия льда при столкновении ледяных островов, которые, дрейфуя, надвигаются друг на друга , частично или полностью дробясь..

Интересна природа образования морского льда. Если попытаться изложить её кратко, то морская вода превращается в лёд при охлаждении до минус 2 градусов Цельсия. Причём соли, содержащиеся в морской воде, не кристаллизуются, а находятся между пресными кристаллами льда в виде концентрированного рассола. Постепенно воды в рассоле становится всё меньше, а концентрация солей в нём увеличивается, и пузырьки с рассолом смещаются к нижней границе льда. В результате рассол вытекает изо льда в незамёрзшую воду, так что со временем лёд становится всё более прозрачным и пресным. На верхний слой морского льда ложатся осадки (снег и дождь), образующие белый пресный лёд, который полярники дрейфующих станций используют для строительства преград от ветра и получения питьевой воды.

Кстати, дрейфующие станции «Северный полюс» создавались Россией 34 раза, первая из которых – СП-1 была открыта в 1937 году и находилась в дрейфе 274 суток, последняя СП-35 начнёт свою работу во втором полугодии 2007 года. Рекордсменом по продолжительности существования была СП-16, функционировавшая около 4 лет.

У нас появился шанс почувствовать себя членом дрейфующей станции в течении 2-3 дней. Вот уже 16 лет подряд компания North Pole Adventures организовывает в апреле посетительские экспедиции на Северный полюс. Кстати, выражение «посетительские экспедиции» придумали в этой компании. И ведь действительно, неправильно называть эту поездку туристической, так как вернётесь Вы оттуда с ярчайшими впечатлениями, но физически уставшим и эмоционально ошалевшим от своей смелости.

Почему именно апрель? Причин для этого несколько. Во-первых, наступил полярный день, то есть белые ночи – кому как больше нравится. Во-вторых, в конце марта завершается рост толщины льда и он достигает своей максимальной массы; в мае начинается их активное таяние, а вот апрель – период относительного спокойствия и, как следствие, скорость дрейфа льдов к апрелю снижается с 9 до 2 км в сутки. Именно по этим причинам апрель – идеальный месяц для строительства и эксплуатации аэродрома на дрейфующей льдине длиной не менее 1 км, шириной не менее 35 м. Всегда грустно смотреть на лёд Арктики после прохождения ледокола. Кажется, что океан вместо создания новых площадей льда отдаёт свою энергию на соединение разбитых. Поэтому полностью поддерживаем идею использования авиации.

Небо в апреле чаще ясное, погода солнечная, температура воздуха неожиданно комфортная от –5°С до –15°С. Единственное прогулочное неудобство – это ветер, который мечется с амплитудой от лёгкого бриза до штормового ветра.

А теперь расскажем Вам о важных деталях поездки.

Из Москвы Вы полетите в Хатангу или норвежский Лонгьир (остров Шпицберген). Кстати, норвежскую визу для направляющихся на Северный полюс оформлять не надо. Далее на самолёте Вы летите на ледовый аэродром. Если повезёт попасть в Арктику после строителей ледяных фигур, которые должны побывать там первыми, то получите двойное удовольствие от её посещения и красивейшие фотографии.

На льдине Вас поселят в палаточном лагере в нескольких километрах от полюса. После небольшого отдыха Вы отправитесь к полюсу. Вариантов несколько:

– летите на самолёте, спускаетесь на парашюте самостоятельно (при условии, что Вы имеете соответствующую подготовку) или в тандеме с инструктором;

– летите на вертолёте, который забирает парашютистов, и совершаете кругосветное путешествие вокруг Земли за 5 минут.

Как утверждают организаторы – спуск на парашюте менее опасен, ярче и интереснее, чем на самолёте.

Был интересный случай с путешественниками из США: мама и сын-подросток в инвалидной коляске не пожелали воспользоваться лёгким способом и спустились на парашютах с инструкторами. До этого случая у компании North Pole Adventures не было такого опыта, но они взялись за решение трудной задачи. Мальчишка получил незабываемые впечатления, которые пронесёт через всю свою жизнь. Какая умница мама, что подарила сыну это удивительное путешествие с элементами экстрима.

Кстати, самому маленькому путешественнику на полюс было 7 лет, самым взрослым: женщине из США – 78 лет, и мужчине, советскому генералу – 87 лет.

На полюсе Вас ждёт фуршет с водкой, шампанским и фруктами. Для тех, кто предпочитает шампанское, тосты должны быть короткими, так как оно быстро замерзает. А любителям крепких напитков можно не торопиться. Ограничением будет только время.

Через два-три часа Вы возвращаетесь в лагерь, отдыхаете. Ждёте лётной погоды в течение нескольких часов или одного-двух дней. Ожидание обычно скрашено активным времяпрепровождением: игрой в футбол или гольф, проведением конкурса «Мисс Северный полюс», общением с интересными людьми в «кают-компании».

И ещё, подтяните свой английский – будет много иностранцев.

После этой поездки Вы будете делить свою жизнь путешественника, а может, и всю жизнь, на «до» и «после». Ваша смелость и оригинальность вызовут восхищение у коллег, детей и/или внуков. Вы будете самым интересным рассказчиком в старой и новой компании. А если Вам посчастливится встретить единомышленника, вы станете друзьями с первого слова. Ведь поездка в Арктику – это почти поездка на Луну. Случайных людей по горящей путёвке Вы там не встретите.

Мы познакомились с Сергеем Инсаровым – руководителем North Pole Adventures – и поговорили о предстоящей посетительской экспедиции в апреле 2008 года, подготовка к которой уже началась. Читайте интервью на стр. 28.

Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего, идти.
Оноре де Бальзак

Журнал «О бухгалтере и его Cемье» №11 (1) Ноябрь 2007.